2018 — самый предсказуемый год (Журнал «Мир климата» №113)

2018 год можно назвать одним из самых спокойных и предсказуемых для климатического рынка РФ за последнее время. Продажи бытового и полупромышленного оборудования для кондиционирования воздуха (RAC/PAC) конечному заказчику, по предварительным данным, увеличились на 13% и достигли уровня в 1,85 миллиона штук, причем основной вклад в рост рынка внесла плановая замена отработавшей свой срок техники, обеспечившая примерно 43% всех продаж (годом ранее этот показатель составлял 29%).

С 2003 по 2007 год российский рынок систем кондиционирования вырос в три с половиной раза, при этом срок службы кондиционеров на R22 в большинстве российских регионов — около 15 лет. Поэтому можно ожидать резкого увеличения числа замен оборудования в 2018–2022 годах, что и подтвердил минувший сезон. Оборудование на R410А в целом оказалось еще менее долговечным — средний срок его эксплуатации в России равен 11–12 годам. Учитывая, что кондиционеры на ГФУ в заметном количестве появились на рынке в 2005 году (график 2), процесс их замены уже начался. Именно наложение этих двух волн замены оборудования переломило тенденцию к спаду продаж, оно же будет тянуть российский рынок вверх в ближайшие 5–7 лет.



На большей части РФ сезон эксплуатации кондиционеров короток. В Москве среднегодовая наработка составляет всего 380 часов в год. То есть кондиционер не вырабатывает свой моторесурс, а выходит из строя из-за климатических воздействий: суточные колебания температуры в 8—14оС приводят к образованию микротрещин, особенно в местах вальцованных соединений, зимние морозы «убивают» пластик и резиновые уплотнители. При этом только 2% эксплуатируемых в РФ кондиционеров проходят сервисное обслуживание. В итоге главные причины критической поломки кондиционера — перегрев компрессора и его выход из строя в результате утечки хладагента. В кондиционерах на R410А давление хладагента в два раза выше, а технология вальцованных соединений остается прежней, поэтому вероятность утечек закономерно больше. Сроки эксплуатации сплит-систем на субтропическом Черноморском побережье РФ аналогичны странам Южной Европы, то есть около 8–9 лет вне зависимости от типа хладагента. В Японии оборудование служит в среднем по 10 лет. Видимо, сказывается отсутствие техники эконом-класса.

При этом общий парк сплит-систем в стране достиг отметки 23 миллиона единиц оборудования. Если чисто механически принять срок службы равным 11–12 годам, получим среднегодовой объем замены в районе 2 миллионов штук. Кроме того, в эксплуатации находятся примерно 1,5 миллиона оконных моноблоков. Большая часть из них в итоге будет заменена сплит-системами. Но на этом рынке процесс замены техники только начался, поскольку срок служ бы подобного оборудования достигает 20 лет и больше. Именно этот факт объясняет неожиданный рост спроса на оконные кондиционеры в 2017 и 2018 годах. В случае когда надо менять «оконник», проще приобрести такой же, чем купить сплит-систему и заделывать проем в окне или стене уличного павильона.


При этом ситуации на российском рынке RAC/PAC на юге страны и в средней полосе России принципиально отличаются (график 3). На юге можно наблюдать равномерное увеличение продаж с темпом 10–12% в год. Оно практически не зависит от погоды, поскольку спонтанных покупок кондиционеров очень немного, а замена вышедшего из строя оборудования обычно происходит в тот же год, что и его критическая поломка. Этот рост также поддерживается естественным приростом населения в республиках Северного Кавказа и миграционным приростом, особенно заметным в Краснодарском крае и Крыму. Так, в Краснодарском крае, который потребляет более 300 000 кондиционеров в год (больше, чем вся Украина), население за последние 10 лет выросло с 5,4 до 6,3 миллиона человек.

В средней полосе рост рынка в холодные годы приостанавливается, а в некоторых случаях наблюдается падение продаж (в 2017 году рынок в Москве упал на 30%). Это происходит по той причине, что в прохладный год в средней полосе использование кондиционера в жилье неактуально. В 2017 году в большинстве московских домохозяйств кондиционеры работали от 3 до 10 дней. При такой статистике пользователи не спешили заниматься вопросами ремонта и замены, многие просто не успели обнаружить поломки.

Этот отложенный спрос в значительной мере реализовался летом 2018 года, когда спрос в Москве вернулся к уровню 2016 года. Важно отметить, что в корпоративном сегменте замена техники редко откладывается на потом. Кафе или магазин без кондиционера даже в +25оС — это заведение без посетителей.

При этом отмеченный в 2017 году рост продаж техники полупромышленного класса (PAC) не был поддержан в 2018 году. Причина в том, что большинство небольших объектов к ЧМ‑2018 по футболу были введены в строй или реконструированы в 2017 году. А сам чемпионат привел к заметному снижению деловой активности и снижению продаж практически всех товаров, кроме алкоголя, продуктов питания и туристических услуг.

По оборудованию класса PAC динамика рынка — минус 5% к уровню 2017 года. При этом прогноз — стабилизация продаж на достигнутом уровне 85–95 000 штук. Продажи в корпоративном сегменте в целом стабилизировались еще в 2007 году, а сейчас, когда замена составляет 70–80% от всех продаж в офисы, магазины, кафе и рестораны, ожидать серьезной динамики не стоит. То же самое касается настенных сплит-систем мощнее 5 киловатт.


При этом на рынке промышленной климатики ситуация сложилась хуже, чем в 2017 году, но лучше, чем 2016 году (график 4). В 2017 году динамика рынка была сильно искажена подготовкой к ЧМ‑2018 и тремя мегаобъектами, поэтому сравнение с 2016 годом более показательно.

График демонстрирует весьма красноречивую динамику — провал с пиком в апреле и резкий уход в минус в конце года.


Яма в марте — мае, очевидно, связана с проведением ЧМ‑2018 по футболу. Учитывая, что между завозом техники и ее монтажом проходит около месяца, мы получаем, что в апреле — июне объем монтажных работ резко упал. Причина — запрет на проведение строительных работ в центре городов чемпионата, вступивший в силу за 2 месяца до мероприятия. К июлю в большинстве городов игры закончились.

Снижение импорта в конце года имеет две причины: во‑первых, высокая база конца 2016 года, когда началась подготовка к ЧМ‑2018, во‑вторых, негативные тенденции в экономике и строительстве, которые стали очевидны ближе к концу года. Нефть дешевела, рубль падал, реализация целого ряда проектов была отложена.

В итоге прогноз на 2019 год по промышленной климатике не самый утешительный, но и некатастрофичный. Вероятнее всего, продажи упадут на 7–8%.

Георгий Литвинчук, генеральный директор «Литвинчук Маркетинг»





Будь в курсе новинок и трендов

Подпишитесь на рассылку Ассоциации Предприятий Индустрии Климата (АПИК) и с периодичностью 1 раз в 2 недели мы будем присылать Вам новости климатической индустрии, результаты маркетинговой деятельности, приглашения на события отрасли.

Прими участие в выставке «МИР КЛИМАТА — 2020»

Выставка пройдет c 10 по 13 марта 2020 в Москве, ЦВК «Экспоцентр»

Заполните регистрационную форму и получите электронный билет





Профессионалы о выставке «МИР КЛИМАТА»

Люди приезжают на выставку отовсюду — от Калининграда до Южно-Сахалинска, интересуются разным оборудованием — и нашим, в том числе. На выставке мы наладили контакты с представителями нефтегазоперерабатывающей отрасли, деревообрабатывающих предприятий.

Ирина Бернштейн, «Condair»
«МИР КЛИМАТА» выполняет роль консолидатора: компаниям удобно приезжать и видеть всё, что есть на климатическом рынке в одно время и в одном месте. Можно посмотреть и сравнить предложения разных компаний.

Александр Степанов, БРИЗ - климатические системы
Мы всех агитируем приходить на выставку — это отличное мероприятие, повод познакомиться с коллегами, посмотреть оборудование, пощупать все экспонаты вживую, узнать, как всё работает, получить техническую консультацию. Наконец, это просто красиво!

Юлия Семёнова, Systemair
Единственная в России выставка, которая по прежнему актуальна, на которой многолюдно, сюда приезжают основные игроки рынка из регионов. «МИР КЛИМАТА» для рынка – как дни сева для русского крестьянина в XVIII веке, когда весенний день год кормит. Здесь за один день можно провести до десятка переговоров.

Георгий Литвинчук, Литвинчук Маркетинг
«МИР КЛИМАТА» – это беспрецедентная возможность встретить игроков своего рынка от Владивостока до Калининграда. Если брать Россию целиком, то для многих это единственный шанс охватить всю страну, чтобы найти региональных дилеров для своей продукции.

Никита Самокишин, "Термокул Рус"
На выставку приезжают самые разные клиенты, от проектировщиков, монтажников и рядовых снабженцев, до владельцев как маленьких компаний, так и крупных холдингов. Люди встречаются, обмениваются опытом, ищут новые связи с поставщиками.

Дмитрий Махотин, "Галвент"