Дмитрий Кузин: Выставка «МИР КЛИМАТА» — уникальная площадка для изучения рынков и разработки стратегий

30.11.2017

Что объединяет климатический и холодильный рынки? Какую роль в понимании процессов, происходящих на них, играет выставка «МИР КЛИМАТА»? Об этом и не только рассказывает исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Дмитрий Леонидович Кузин.

Дмитрий Леонидович, если проанализировать ассортимент оборудования и услуг, предлагаемых ведущими российскими компаниями, можно легко определить, что большинство из них уже не делят рынок на климатический и холодильный. Их предложения в той или иной степени распространяются на оба сегмента. Как бы вы определили базисные основы этой тенденции?

Если мы говорим о бизнес-сообществе, то в основе тенденции сближения климатического и холодильного секторов рынка лежит стремление ведущих компаний отрасли к диверсификации бизнеса как важного фактора сохранения и укрепления своих позиций в нестабильной макроэкономической ситуации. Компании, занимавшиеся ранее исключительно кондиционерами, постепенно приходят в вентиляцию, отопление и промышленный холод, автоматику. Такие же процессы идут и в среде холодильщиков. Кроме того, не следует забывать, что климатический и холодильный бизнес объединяют сейчас и система образования, где нет явно выраженной специализации в области HVAC&R, сходные инженерные решения и «железо», включая автоматику, инструменты и «расходники». Наконец, общий холодильный цикл.

В этом плане рынки тоже объединяют вопросы повышения энергоэффективности, перехода на природные и перспективные синтетические хладагенты. Какую работу проводит АПИК с целью повышения информированности компаний по этой проблематике?

Мы находимся в постоянном контакте с компаниями, работающими на рынке хладагентов, чтобы, как говорится, «быть в тренде», плотно работаем в этом направлении с ведущими российскими и иностранными профессиональными объединениями. Повышение энергоэффективности оборудования и перспективы перехода на новые хладагенты являются в настоящее время, пожалуй, самыми актуальными вопросами научных семинаров и конференций. Достаточно упомянуть Конгресс по энергоэффективности, который организует АВОК Северо-Запад. Мы в свою очередь регулярно освещаем эту проблематику в журнале «Мир климата». Кроме того, серьезное внимание уделяется навыкам работы с новыми хладагентами и изучению современных образцов климатического и холодильного оборудования в учебном центре АПИК.

Коль речь зашла о деловой программе выставки, как вы оцениваете ее в целом и востребованность целого ряда мероприятий, которые проводит Россоюзхолодпром?

В настоящее время выставки приобретают все большее значение как серьезные научно-практические форумы, объединяющие ведущих профессионалов отрасли. Выставка «МИР КЛИМАТА» — не исключение. Ее деловую программу составляют пленарные заседания, конференции, круглые столы, мастер-классы и секции, проводимые АВОК, АВОК Северо-Запад, Россоюзхолодпром и АПИК, самыми авторитетными объединениями отрасли HVAC&R в России. Следует отметить, что вопросы, обсуждаемые в ходе всех этих мероприятий, актуальны для всех представителей отрасли, от отопленцев до холодильщиков. Взять, к примеру, Школу молодых ученых, которая вот уже в третий раз будет проводиться по инициативе Россоюзхолодпрома — проблемы адекватности высшего образования потребностям отрасли в равной степени волнуют всех представителей нашего рынка.

По Вашей оценке, какому звену специалистов интересны проводимые мероприятия  топ-менеджерам, инженерам-проектировщикам, сотрудникам других подразделений компаний?

Вы знаете, пожалуй, все категории специалистов найдут что-то интересное для себя в деловой программе. Очень советую в связи с этим чаще заглядывать на обновленный сайт выставки «МИР КЛИМАТА».

Выставка «МИР КЛИМАТА» знаменита тем, что помимо мощной деловой программы предоставляет специалистам возможность реально познакомиться с самыми последними новинками оборудования. Можно уже предварительно сказать, что ожидает посетителей весной 2018 года?

Работа по подготовке выставки идет полным ходом. Уже сейчас ощущается определенный дефицит свободных площадей под экспозиции и вакантных залов для деловой программы. Полагаю, что выставка будет полностью сформирована до конца года. Отдельное спасибо нашим постоянным партнерам из компании «Евроэкспо». Благодаря их усилиям мы сейчас имеем то, что имеем, — один из самых успешных выставочных проектов России.

А если говорить о чисто холодильном разделе выставки? В последнее время он стабилизировался, но заметной динамики роста числа экспонентов не наблюдается.

Говорить сейчас о заметной динамике роста в отрасли не приходится. Важнее всего то, что не наблюдается и серьезного спада, деградации рынка, вопреки непрофессионализму и безответственности целого ряда отраслевых министерств и ведомств, а также, как водится, сложной международной обстановке.

Жизнь продолжается, какие-то компании уходят с рынка, какие-то — молодые и амбициозные — приходят, но костяк, основа российского HVAC&R рынка остается. Например, компания «Термокул», являющаяся заметным явлением практически во всех сегментах рынка, поддерживает выставку с самого начала. Думается, что было бы интересно увидеть на выставке больше иностранных и отечественных производителей, специализирующихся на производстве компрессоров или работающих в новомодном сегменте «холодильных цепочек». Кстати, те же «холодильные цепочки» являются ярким примером единения профессионалов разных областей нашей отрасли для решения задач переработки, хранения и транспортировки продуктов.

Специализированной холодильной выставки в России нет, но и ежегодно показывать что-то новое не все компании-производители могут. Не рассматриваете переход на двухлетний цикл, может, тогда и «холод» в большем количестве будет представлен на «МИРЕ КЛИМАТА»?

После нескольких безуспешных попыток наших «партнеров» из Германии организовать специализированную холодильную выставку в России по образу и подобию немецкой, без учета наших реалий, перспективы такого проекта представляются весьма туманными.

Одним из ноу-хау «больших немецких братьев» был перевод выставки на двухлетний цикл. У нас такая схема не работает.

Дмитрий Леонидович, в завершение — концептуальный вопрос. Как вы оцениваете вклад выставки в развитие наших специализированных, но имеющих все-таки больше общего отраслей?

Отрасль у нас одна, специализация немного различается. Выставка дает реальную возможность для продуктивного профессионального общения и поиска совместного решения общих для всех нас проблем. Это уникальная площадка для изучения рынков и разработки стратегий. Надо чаще общаться и не фетишизировать специфику климатического и холодильного бизнеса — мы вместе и делаем одно дело. Приходите на выставку «МИР КЛИМАТА — 2018»!